ВЛАГОМЕР ЗЕРНА В ПОТОКЕ КАК ГАВНАЯ ЧАСТЬ ПОДСИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ СУШКИ ЗЕРНА НА ЗЕРНОСУШИЛКЕ

ВЛАГОМЕР ЗЕРНА В ПОТОКЕ – МАЛ ЗОЛОТНИК, ДА ДОРОГ

 

Просянык А.В., к.т.н., директор; Клабуков В.Ф., гл. конструктор АСУТП          ГНПП "Эльдорадо"; Соснин К.В., аспирант НГУ г. Днепропетровск.

 

Как это не парадоксально, но Украина один из наиболее крупных производителей зерновых на мировом рынке, производитель достаточно конкурентоспособных зерносушилок, не имеет современных систем контроля и управления процессом сушки зерна. Наиболее узкое место таких систем - отсутствие отвечающим необходимым требованиям по цене, точности, надежности устройств, обеспечивающих контроль влажности зерновых в процессе сушки, в режиме реального времени. Применение для этих целей влагомеров зерна в потоке выпускавшихся в бывшем СССР, таких как ПВЗ-3 и РВЗ-3, не используются на практике в виду низких характеристик надежности. Использование импортных влагомеров зерна в потоке для большинства предприятий агропромышленного комплекса (АПК) не доступно по цене. Тем не менее, процесс сушки зерна один из наиболее энергоемких и ответственных из всего цикла хранения и переработки зерна. Это связано как с прямыми убытками, обусловленными потерей качества зерновых и невозможности хранения при несоответствующей влажности, так и большими энергетическими затратами, обеспечивающими процесс сушки. Размеры убытков, по этой причине даже на уровне отдельных комбинатов хлебопродуктов (КХП) достигает десятков тысяч гривен в сезон. Актуальность этой проблемы в целом для АПК не вызывает сомнений.

Как выход из положения, в большинстве случаев влажность в процессе сушки зерна определяют лабораторным путем. При этом время получения показаний состоит из следующих составляющих:


где: Тп – время, которое необходимо затратить работнику лаборатории для того, что бы взять пробу на зерносушилке и принести образец в лабораторию;

Та – время проведения анализа;

Тс – время для сообщения оператору сушилки о результатах анализа.

При использовании СЭШ-3М время получения результатов составляет не менее 60 минут, что является неприемлемым. Это приводит к необоснованному расходу теплоносителя, а в ряде случаев и потере качества зерновых.

 Учитывая сложившиеся обстоятельства, для определения влажности зерна при сушке, на некоторых предприятиях применяют экспресс - анализаторы влажности зерна. Эти приборы, как правило, зарубежного производства. Даже если экспресс – анализатор влажности зерна аттестован Госстандартом Украины и поверен, использование его имеет следующие недостатки:

q наличие человеческого фактора, которое может проявиться в несвоевременности измерения влажности зерна;

q взятая проба, может характеризовать не все зерно, а лишь ту часть, которая помещается в экспресс- анализатор влажности зерна.

Таким образом, отечественный АПК не имеет влагомера зерна в потоке доступного по цене и отвечающих необходимым требованиям и показателям.

Анализ требований ряда КХП показал, что влагомер зерна в потоке должен удовлетворять следующим условиям:

1.     измерять влажность зерна в потоке в целом, а не отдельных его частей;

2.     обеспечивать возможность индикации данных о влажности в режиме реального времени;

3.     обеспечивать возможность использования обратной связи для рециркуляционной сушки зерна в автоматическом режиме;

4.     характеризоваться простотой монтажа на зерносушилках, получивших широкое распространение;

5.     быть доступным по цене для предприятий Украины;

6.     обеспечивать абсолютную погрешность не хуже +1%;

Аналитический обзор известных методов измерения влажности в потоке показал [1, 2, 3, 4, 5, 6], что наиболее полно по интегрированному показателю цена/качество отвечает диэлькометрический метод. Исследование метода с позиции рабочих частот измерений, при условии минимальных затрат реализации показало, что наиболее приемлемым является высокочастотный спектр электромагнитных колебаний.

В высокочастотных влагометрических системах [1] измеряемая емкость датчика, пропорциональна диэлектрической проницаемости (Е) контролируемого материала, которая является сложной функцией многих параметров

Е=F(W; T; Г; X; П; …);

(1)

 

 

где W, T, Г и X – соответственно влажность, температура, гранулометрический и химический состав контролируемого материала; П – электрохимический критерий границы электрод – материал.

Выполненные нами исследования показали, что:

 

 

Это означает, что на диэлектрическую проницаемость наибольшее влияние оказывает влажность и температура зерновых и масленичных культур. Учет влияния факторов Г, Х, П и др. в данной разработке не целесообразен, так как ведет к существенному удорожанию прибора при незначительном повышении точности. Следовательно, с целью минимизации стоимости влагомера в первом приближении достаточно ограничиться

Е=F (W;T);

(3)

Из доступных информационных источников характеристики зависимости диэлектрической проницаемости от температуры не выявлены. Использование по аналогии с [1], полученных для апатитового и нефелинового концентратов  линейных характеристик зависимости диэлектрической проницаемости (Е) от температуры (Т), не обеспечило требуемой точности показаний прибора.


 Поэтому были проведены лабораторные исследования зависимости диэлектрической проницаемости от температуры на зерновых и масленичных культурах. В результате было выявлено, что зависимость диэлектрической проницаемости от температуры носит нелинейный характер и различна при различных значениях влажности см. рис.1.

   

Рис.1. Зависимость диэлектрической проницаемости от температуры для ржи урожая 2001г.

На основании экспериментальных данных была получена аналитическая зависимость влажности от диэлектрической проницаемости и температуры

W=F1(E, T);

(4)

которая описывается полиномом шестой степени.

Применение  этой зависимости в управляющей программе влагомера зерна в потоке позволило получить требуемую точность измерений влажности зерна.

На базе выполненных исследований были разработаны и изготовлены опытные образцы влагомера в потоке, которые успешно прошли опытную эксплуатацию на ряде предприятий на зерновых урожая 2001 года. Наличие надежного, отвечающего требованиям эксплуатации, в соответствии с согласованным техническим заданием, влагомера позволило создать автоматизированную систему контроля и управления процессом сушки зерна для отечественных зерносушилок производства Карловского машиностроительного завода.  

Система обеспечивает выполнение следующих функций:

·     измерение, индикацию и контроль по уставкам   до 6 каналов температуры;

·     измерение и индикацию влажности зерна в потоке;

·     управление исполнительными механизмами, аварийной сигнализацией и отсечным клапаном;

·     управление затворами выпуска зерна;

·     управление рециркуляционной  сушкой зерна в режиме реального времени;

·     мониторинг и регистрация протокола технологических параметров на персональном компьютере;

Как конкретный пример реализации данной системы, на рис. 2 приведена схема  автоматизации зерносушилки ДСП-32.

 

 

 


Рис. 2. Схема автоматизации зерносушилки ДСП-32.

В 2003 году предприятие планирует перейти к серийному производству рассмотренной системы контроля и управления процессом сушки зерна. Предприятие с благодарностью примет как критику, так и предложения по сотрудничеству от всех заинтересованных сторон.

 

Более подробную информацию можно получить по телефонам             

 (0562) 38 52 76, 050 342 28 25.

Или на сайте

http://dnvpeldorado.com

 

Литература

1.  Кричевский Е. С. Высокочастотный контроль влажности при обогащении полезных ископаемых. - М.: Недра, 1972.- 216 с.

2.  http://microradar.narod.ru/all/physics/physics.htm.

3.  Кричевский Е. С. и др. Контроль влажности твердых и сыпучих материалов. - М.: Энергоатомиздат, 1986.- 136 с.: ил.

4.  Исматуллаев П.Р., Гринвальд А.Б. Теоретическое и экспериментальное исследование сверхвысокочастотного метода измерения влажности материалов. – Ташкент.- 1982.- 84 с.

5.  Бензарь В. К. Техника СВЧ-влагометрии. Минск: Вышейная школа, 1974.- 352 с.

6.  Многопараметрические влагомеры для сыпучих материалов/ ДубовН.С., Кричевский Е.С., Невзлин Б.И. и др. – М. Машиностроение, 1980.-144 с.